Бизнес-идея: Цветочный магазин
Цветы это то, что добавляет в нашу жизнь немного красоты и романтики. Мало какой праздник можно представить без изысканных букетов. И необычная цветочная композиция, и даже просто срезанный цветок — очень приятный знак внимания, подаренный в нужный момент, а оформленное с помощью цветов мероприятие становится более торжественным и праздничным. Поэтому цветочные магазины остаются довольно востребованными.
Открытие цветочного магазина требует относительно небольших вложений, при этом прибыль может быть довольно значительной. С каждым годом объем рынка продажи цветов растет, а подобный бизнес становится все более рентабельным. Несмотря на высокий уровень конкуренции, появляются все новые магазины, занимающиеся продажей цветов, многие из них успешно работают и получают прибыль.
Цветочный бизнес ориентирован на практический любой ценовой сегмент — этот рынок предусматривает открытие как небольших цветочных павильонов, так и элитных флористических салонов. Остановимся на этом моменте подробнее. Можно выделить следующие форматы цветочных магазинов, пользующихся популярностью:
- Павильоны небольшого размера, которые, как правило, располагаются на остановках и переходах. Они ориентированы на низкий уровень ценового сегмента. В этом случае поддержание фирменного стиля магазина не требуется, так как самое главное конкурентное преимущество здесь — сравнительно низкая цена.
- Магазины в торговых центрах и находящиеся в других местах с высокой проходимостью рассчитаны на средний ценовой сегмент, в этом случае покупателям важен и внешний вид магазина, и обслуживание.
- Цветочные салоны и бутики премиум-сегмента. Обычно такие магазины располагаются в центре города и в крупных торговых центрах. В таких салонах можно обнаружить дизайнерский интерьер и ощутить высокий уровень обслуживания. И, конечно же, сами цветы будут превосходного качества.
- Интернет-магазины. На страницах цветочного онлайн-магазина можно найти предложения для любого ценового сегмента.
Оглавление
- Анализ рынка
- Выбор помещения для цветочного магазина
- Персонал цветочного магазина
- Продвижение и реклама магазина цветов
- Оборудование и расходный материал для оформления букетов
- Ассортимент и закупки
- Целевая аудитория цветочного магазина
- Рентабельность бизнеса
Анализ рынка
При открытии цветочного магазина важно учесть некоторые возможности и риски. К возможностям относятся:
- Если провести глубокий анализ ситуации, которая складывается на рынке, можно воспользоваться преимуществом, которое связано с сезонностью
- Высокий уровень доходности
- Цикличный спрос
- Высокая вероятность повышения спроса
- Предложение может стать более актуальным благодаря росту уровня жизни
- Предложение и оказание дополнительных услуг
- Ориентация на сбыт, а не на производство
Среди рисков можно выделить следующие угрозы:
- Высокая конкуренция
- Влияние сезонности
- Проблемы, связанные с работой поставщиков
- Необходимость прогнозирования спроса по причине ограниченного срока годности продукции
- Получение разрешительной документации
- Большое число документов для своевременного заполнения
Кроме того, есть внутренние факторы, которые поддаются изменению. К ним относятся:
- Большая наценка на стоимость продукции
- Высокий уровень квалификации персонала
- Широкий ассортимент
- Доступность и высокое качество оказываемых услуг
- Эффективные методы продвижения
- Возможность просчета спроса
- Отсутствие опыта, связанного с данной сферой
Выбор помещения для цветочного магазина
К помещению для цветочного магазина есть определенные пожелания:
- Площадь не менее 20 кв.м.
- Возможность для размещения вывески
- Присутствие санузла и водопровода
Кроме того, важно обеспечить хорошее освещение, позволяющее выставить в выгодном свете весь имеющийся ассортимент, что даст возможность подробно рассмотреть каждую деталь цветочной композиции.
Лучшим решением будет выбор местоположения с хорошей проходимостью, к примеру, недалеко от транспортной развязки, Ваш магазин должен хорошо просматриваться, чтобы в цветочном магазине увеличилось число спонтанных покупок. Ремонт помещения, чтобы интерьер соответствовал фирменному стилю, может обойтись в 25 000 рублей, и ежемесячная аренда стоит также примерно 25 000 рублей, если площадь помещения магазина не более 20 кв.м.
Персонал цветочного магазина
Так как предположительно будет 10-ти часовой рабочий день, целесообразнее нанять 2-х флористов, работающих посменно. К их подбору необходимо подойти очень внимательно, так как именно они отвечают за эстетику и гармоничность цветочных композиций, что в дальнейшем будет привлекать все больше постоянных покупателей.
В обязанности флористов будет входить:
- Работа с клиентами, что включает в себя консультирование, создание букетов и композиций, продажу дополнительных товаров
- Контроль за состоянием продукции и нормальным функционированием оборудования
- Получение и проверка доставляемого товара
- Оформление витрины
- Ведение финансовой отчетности
Доставка цветов, заказанных в интернет-магазине, будет осуществляться специальными службами, а не сотрудниками, работающими у Вас по найму, так как заказ услуг по доставке является более выгодным. Это обойдется примерно в 10 000 в месяц. Нельзя будет обойтись без приходящей уборщицы, чья зарплата составит 10 000 рублей в месяц.
Оклад для каждого продавца будет составлять 30 000 рублей. Итого, фонд заработной платы составит 70 000 рублей в месяц.
Продвижение и реклама магазина цветов
Если Вы желаете открыть цветочный магазин, ориентированный на средний класс, важно разработать бренд, что включает в себя создание фирменного стиля (логотип, фирменная упаковка, название). Разработка может обойтись в 5 000 рублей. Как правило, зарекомендовавший себя бренд вызывает доверие покупателей и делает Ваш магазин узнаваемым.
Важно вкладываться в разработку и создание наружной рекламы, так как это увеличивает вероятность совершения спонтанных покупок. Привлекательным для покупателей будет декорирование фасада при помощи цветов и сопутствующих материалов, а также тематическое оформление согласно текущим праздникам. Все это может обойтись в 30 000 рублей.
Также эффективным может оказаться распространение листовок по жилым домам, создание и распространение которых может обойтись в 5 000 рублей. Разработка системы скидок и бонусов, а также предоставление подарочных сертификатов также будет способствовать увеличению продаж.
Интернет-маркетинг может оказаться еще одним значимым каналом привлечения покупателей. В данном случае лучше отдать на аутсорс услуги по SMM, а также по созданию и продвижению интернет-магазина. Все эти услуги в целом могут стоить 60 000-70 000 рублей.
Оборудование и расходный материал для оформления букетов
Для того, чтобы оборудовать цветочный магазин, понадобится следующее:
- холодильник для цветов;
- цветочные стойки;
- рабочий стол;
- цветочные колбы различных размеров;
- стеллаж;
- опрыскиватель;
- лейка с узким носиком;
- секаторы;
- устройство для срезки шипов;
- ножи;
- степлеры.
Стоимость всего оборудования и инструментов может обойтись в 220 000 рублей. Конечно, будут необходимы следующие предметы для оформления букетов:
- подарочная упаковка для цветов и цветочных композиций;
- сумочки из различных материалов;
- упаковочная бумага на любой вкус;
- коробки для упаковки цветочных композиций;
- корзины для букетов;
- ленты, флористические банты, стразы.
Ежемесячно на них будет уходить примерно 15 000 рублей.
Ассортимент и закупки
Как говорилось ранее, рынок продажи цветов отличается сезонностью, и, как следствие, цикличностью спроса. По этой причине, чтобы достичь планируемого объема прибыли, можно оказывать следующие услуги:
- Оформление торжеств
- Пополнение ассортимента игрушками, открытками и сувенирами
- Продажа подарочной упаковки и, собственно, упаковка подарков
- Доставка цветов, букетов и цветочных композиций
- Заказ букетов по телефону
Кроме того, в ассортимент можно включить:
- Комнатные растения
- Грунт и удобрения
- Семена
- Цветочные горшки
При планировании продаж и закупках важно оценить объем спроса, чтобы продукцию не пришлось утилизировать ввиду того, что товар быстро портится — срок хранения цветов не более недели. Неверный расчет спроса приведет к почти нулевой прибыли или даже убыткам. Поэтому следует учитывать такие данные, как средний объем продаж подобных магазинов и стоимость пользующихся наибольшим спросом товаров.
Как правило, наценка на товар ввиду очень ограниченного срока годности и высокого спроса довольно высокая — 100-200%, а в период праздников она будет еще больше. Наибольшим спросом цветы пользуются в феврале, марте, мае, сентябре и декабре, а летом, как правило, происходит спад.
Помимо колебания спроса, стоит учитывать и издержки, связанные к колебанием курса валют и таможенными пошлинами (90% — импорт).
Стоит отметить, что планировать продажи в небольшом павильоне проще, чем в более крупном магазине. Адаптация к формату работы у них проходит за 1-2 месяца. Поэтому, если Вы открываете свою 1-ую точку, пусть даже с ориентацией на средний ценовой сегмент, стоит начать с небольшого по размерам магазина.
При этом важно при планировании ассортимента обеспечить широкий выбор, что очень положительно сказывается на репутации. В магазине должны быть представлены и пользующиеся спросом недорогие цветы в необходимых и достаточных количествах, и редкие дорогие виды в небольшом числе. Конечно же, наибольшим спросом в России пользуются розы, поэтому они лидируют в объемах поставок, на 2-ом месте находятся хризантемы, а на 3-ем — гвоздики. Что касается выбора поставщиков, то, как правило, их поиск осуществляется на тематических форумах и сайтах.
Первоначальный объем закупки может составить 70 000 рублей в месяц, если учесть, что площадь магазина составляет 20 кв.м. Свежие цветы нужно привозить каждые 4-5 дней. В ассортименте продукции, который может увидеть потенциальный покупатель, должны быть видны и свежесрезанные цветы, и составленные флористом цветочные композиции, оформленные при помощи упаковочных материалов.
Целевая аудитория цветочного магазина
Как правило основной спрос создают следующие лица:
- Мужчины, покупающие цветы женщинам в качестве знака внимания
- Люди, которые покупают цветы, букеты и композиции на праздник родственникам, друзьям и коллегам
- Частные организации, приобретающие цветы в подарок клиентам и коллегам
- Частные организации, заказывающие услуги флористов для оформления торжеств в интерьерах офисов, магазинов, салонов
Если говорить о портрете целевой аудитории, то 58% составляют мужчины, 42% — женщины. Средний возраст — 35 лет. Как правило, цветы покупают люди со средним доходом и выше.
Рентабельность бизнеса
В целом, вложения на открытие магазина с учетом покупки оборудования, расходами на арендную плату и ремонт помещения, затрат на рекламу и начислением заработной платы могут составить примерно 500 000-600 000 рублей. Ежемесячные расходы, включая арендную плату, коммунальные платежи, поддержку рекламы, закупку продукции и предметов для оформления могут составить 180 000 рублей в месяц.
Если считать объем продаж, то нужно исходить из расчета, что в месяц может совершаться покупка 200-300 букетов, при средней стоимости 1-го букета — 700-1000 рублей. Цена зависимости от ценового сегмента может варьироваться от 200 до 1 800 рублей. При благоприятном исходе, выручка в месяц может составить 250 000-300 000 рублей. Если учесть, что на данную выручку можно выйти на 3-й месяц работы, то все вложения окупятся через 5-8 месяцев в зависимости от инвестиций и объемов продаж.
В целом, если нанять грамотных флористов с отменным вкусом и хорошей фантазией, верно спрогнозировать спрос, провести маркетинговое исследование с учетом цен и ассортимента конкурентов, чтобы занять свою нишу, а также провести грамотное продвижение, то Ваш магазин будет пользоваться популярностью среди местных жителей и сможет приносить ощутимую прибыль.