Вторсырье мое. Посчитали, сколько надо сдать стеклотары, чтобы купить буханку хлеба и пакет кефира

Вторсырье мое. Посчитали, сколько надо сдать стеклотары, чтобы купить буханку хлеба и пакет кефира

Что делать со стеклянной или пластиковой тарой, которая больше не нужна? Ответ лежит на поверхности — избавиться от нее. Здесь два способа: выбросить в контейнер или сдать в пункт приема вторсырья и получить деньги. Если первый прост и понятен, то второй — как карта ляжет. Об этом сообщает агентство «Минск-Новости».

Даже не ПЭТайся
Ближайший пункт, где принимают полиэтиленовые бутылки, отыскался в километре от дома. На общественном транспорте не добраться, поэтому дорогу туда-обратно придется преодолевать пешком. Стоит ли овчинка выделки?

С помощью Интернета определяем, к какой организации относится приемный пункт. Прейскурант закупочных цен на вторичное сырье, размещенный на сайте, обещает 25 копеек за кило ПЭТ-тары. Осталось выяснить, сколько же бутылок нужно принести, чтобы получить такую сумму. Кухонные электронные весы, на которые была водружена пустая бутылка из-под кваса объемом полтора литра, на миг призадумались и показали на табло 40 г. Значит, чтобы получить 1 кг отходов, нужно собрать 25 штук, а цена одной пластиковой бутылки составляет всего лишь 1 копейку. Скромно.

После похода в соседний магазин нетрудно посчитать: придется сдать около двух с половиной сотен пустых ПЭТ-бутылок, дабы выручить за них 2,5 рубля, которых аккурат хватит на буханку хлеба и пакет кефира. Чтобы накопить такое количество пустой тары, нужно быть энтузиастом, страдать как минимум сильной жаждой, а еще обладать просторной жилплощадью — где-то же придется складировать столько вторсырья.

Почем кило стекла?
Путь к ближайшему от дома пункту приема стеклотары найти оказалось легко. Бодрый старичок вез ценный груз на тележке, которая весело погромыхивала на неровностях тротуара. Собеседником он оказался весьма словоохотливым. За пять минут, которые мы шли рядом, успел сообщить: здесь принимают бутылки как по весу на стеклобой, так и по отдельности, самая лучшая бутылка — из-под шампанского, весит под 700 г. А еще о том, что закупочные цены не менялись довольно давно.

— Удобно было раньше, — ностальгировал попутчик. — В трех магазинах в округе принимали бутылки. А потом… Магазины поочередно закрывались на ремонт, а когда открывались, стеклотару там уже не брали. Вот и хожу сюда. Далековато, конечно, а что делать. Хорошо, что здесь еще за некоторые бутылки поштучно платят. А то знаю места, где берут только на бой.

Прейскурант на вторсырье вывешен прямо над приемочным окном. Заплатить за сданное стекло готовы больше, чем за пластик (который здесь, к слову, не берут). Но цифры, честно говоря, не впечатлили. К примеру, пивную бутылку берут только от одного определенного производителя. Тариф — 10 копеек за штуку. С тарой из-под водки повеселее — в зависимости от обозначенного в прайс-листе производителя пол-литровой бутылки приемщик заплатит 10 или 15 копеек. Аналогичная ситуация с бутылками емкостью 0,7 л.

На пол-литровую банку цена фиксированная — 10 копеек за штуку. В пять раз больше оценивается трехлитровая тара. Всё, что не подошло под эти довольно жесткие параметры, отправится на бой. Сдатчику заплатят 14 копеек за кило. Много это или мало? Снова из ящика стола извлекаю кухонные весы. Начинается занимательная арифметика. К примеру, банка из-под обычных овощных консервов объемом немного более 700 мл весит 300 г. Но ее можно сдать только на бой. Чтобы на вырученные деньги купить тот же набор — буханку хлеба и пакет кефира за 2,5 рубля, — нужно сдать 18 кг стекла, или 60 таких банок. А в магазине напротив пункта приема вторсырья за цену 1 кг удастся приобрести разве что стержень для ручки, да и то самый дешевый.

Но если ПЭТ-тару можно хоть как-то утрамбовать, то со стеклом такой номер не пройдет. И снова вопрос: где хранить такое количество банок? Да и тащиться почти километр с 18 кг легко бьющегося стекла — та еще задача.

Прокомментировать ситуацию с закупочными ценами на вторсырье мы попросили директора учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов» Наталью Гринцевич.

— Рынок вторичного сырья очень подвижен и зависит от потребностей предприятий, применяющих его в производстве своей продукции. На эту потребность и цену влияет, в свою очередь, стоимость исходного природного сырья. Когда оно дешевеет, использование вторичного сырья становится невыгодным. Но при этом на фоне изменяющихся условий рынка государство ставит цель заинтересовать жителей собирать и сдавать вторсырье. С 2013-го оно использует экономический стимул — компенсирует заготовителям расходы на сбор вторичных материальных ресурсов от населения. Благодаря этому в Беларуси вторсырье всегда закупается у населения, пусть в некоторые периоды и по скромным ценам.

— Каков объем возврата вторичных ресурсов в стране в целом и в Минске в частности?

— В 2019 году в Беларуси собрали 765 тыс. т вторичного сырья, в том числе 188 тыс. т отходов стекла, 97,2 тыс. т отходов пластика. При этом в столице удалось собрать 200 тыс. т вторсырья. Примерно 60 % из них пришлось на макулатуру, 17 % — на стекло, а 10 % — на полимеры. По нашим оценкам, в республике вовлекается в повторное использование 53 % ежегодно образующихся стеклянных бутылок и 26 % полиэтиленовых. Основной объем полимерных отходов собирается через контейнеры для раздельного сбора отходов. Большая часть отходов стекла — через систему пунктов заготовки. После ввода депозитной системы прием вторсырья в виде упаковки расширится за счет автоматов по приему упаковки.

— Увеличится ли число пунктов приема вторсырья?

— Сейчас в Минске действуют 255 таких пунктов. С 1 сентября 2020-го вступил в силу технический кодекс «Охрана окружающей среды и природопользование. Отходы. Правила обращения с коммунальными отходами». Он установил требования, согласно которым и будет развиваться система заготовки ресурсов от населения. Рекомендовано создавать не менее одного стационарного пункта приема на каждые 2,5 тыс. жителей. Таким образом, в столице их количество должно составить около 800. Однако открытие новых пунктов приема зависит от решения конкретных субъектов хозяйствования, занимающихся заготовкой вторсырья, а также районного исполнительного комитета. Именно он организует обращение с коммунальными отходами на вверенной ему территории, разрабатывая и утверждая соответствующую схему.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *