Гийом Аполлинер

Гийом Аполлинер

Прямым белорусом известного поэта и литературного критика Гийома Аполлинера не назовешь. При этом его происхождение исходит как раз-таки из Новогрудка, откуда его семья с польскими корнями переехала в Италию. Мы и ранее рассказывали вам об известных людях, родители которых происходят с белорусской земли. Этот материал посвящен такому же человеку, добившемуся признания на чужбине.

В Новогрудке у семьи Костровицких была родовая усадьба. Но рождение будущего критика и поэта пришлось на Италию. На свет он появился в Риме в 1880 году. Если быть точным и учесть полное наименование, которое было ему дано, то оно выглядит следующим образом – Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий. Именно такие сведения зафиксированы в Википедии. Однако впоследствии основным именем остался Гийом, по которому и стал известен автор. Да и с происхождением ребенка были вопросы – поскольку мать длительное время официально не признавала как его, так и брата Альберта. Вероятное отцовство припысывают Франческо Флюджи д’Аспермонту, итальянскому офицеру и аристократу. Но это не точно.

Гийом Аполлинер

Детство Аполлинера пришлось на разные страны. Обучался в колледжах, расположенных в Ницце, Монако, Каннах. Несмотря на обучение то тут, то там, о получении высшего образования и диплома какого-либо университета ничего не известно. В 1899 году Аполлинер переехал вместо со своей матерью в Париж. Впоследствии в столице Франции не задержался и перебрался в Бельгию. Там он хорошо освоил местный фламандский – до такой степени, что это ему позволило сочинять стихи. Часть из рукописей сохранилась до сегодняшнего дня. Имя «Гийом» является псевдонимом – производным из двух имен будущего поэта.

Гийом Аполлинер

Близость к творчеству была велика. В 1904 году Гийом стал учредителем журнала «Эпозов мир». С 1910-х он становится известным публицистом и редактором. Часто писал свои колонки о современном искусстве. Критиковал известных художников, писателей, поэтому и представителей иных направлений искусства. Кстати, был в дружеским отношениях с Пабло Пикассо и прочими именитыми мастерами. В 1917 году обратившиеся к Аполлинеру Кокто и Дягилев попросили его сочинить так называемый манифест искусства будущего «Новый дух», который распространялся вместе со скандально известным балетом «Парад» Эрика Сати. Именно тот, который был создан при тесном сотрудничестве с Пикассо «Русским балетом». Считается что эта работа на десятки лет опередила развитие французского, да и европейского искусства. Своими смелыми решениями, темами, постановкой. Критики отмечают, что работы Гийома Аполлинера оказывали значительное влияние на эстетику авангардизма того времени.

Гийом Аполлинер

Считается известным представителем анархизма. Далеко не все знают, что и Гийом был серьезно замешен в попытке кражи Джоконды из Лувра в 1911 году. Оказывается, основным подозреваемым стал именно будущий критик. Поскольку Жери Пьере, с которым он проживал и был в любовной связи, совершил кражу. Аполлинер его некоторое время укрывал и отправил подальше от полиции в Марсель, а Пикассо с чемоданом, набитым ценностям из музея, перемещался по Парижу в попытке избавиться от краденного, сбросив все в Сену. Однако до этого не дошло; благодаря покровителям все было тайком возвращено, а в результате этой истории не пострадал ни Пикассо, ни Аполлинер.

Занимался Гийом Аполлинер и написанием прозы. Произведения характеризуются имморализмом и выверенностью – содержанием актуальных тем на злобу дня. В 1907 году написал роман «Одиннадцать тысяч палок», в 1914 году «Конец Вавилона». Но все же больше прославился именно как критик. Так, к примеру, в 1909-1914 годах выпустил издательскую серию «Мэтры любви», где посвящал свои работы и эссе, посвященные Пьетро Аретино, маркизу де Саду и многим другим. А в 1913 году выпустил небезызвестный каталог «Преисподняя Национальной Библиотеки». В 1911, 1913, 1916, 1918 годах выпускал сборники стихов.  

Гийом Аполлинер

Ближе к концу 1910-х годов вокруг Аполлинера стал формироваться круг так называемых современных французских сюрреалистов. Кстати, считается, что этот термин ввел именно Гийом. В 1917 году была показана постановка «Сосцы Тиресия», которая провокационным способом отображала действительность и высмеивала аристофановые фарсы. Тремя годами ранее записался и ушел на фронт. В 1916 году был ранен в черен и перенес трепанацию. После этого остался жив, весной 1918 года даже женился на Эмме Луизе Кольб. Однако спустя полгода ослабший организм не выдержал против начавшегося в Европе испанского гриппа и вскоре умер. 

Добавить комментарий