Госдолг Беларуси в 2020г вырос до 54% ВВП, в 2025г ожидается снижение до 52% ВВП — ЕАБР

Госдолг Беларуси в 2020г вырос до 54% ВВП, в 2025г ожидается снижение до 52% ВВП - ЕАБР

Евразийский банк развития (ЕАБР, управляет средствами Евразийского фонда стабилизации и развития, ЕФСР) констатирует ослабление долговой позиции Беларуси и отмечает, что по итогам 2020 года уровень совокупного госдолга республики (с учетом госгарантий и обязательств местных бюджетов) сложился на уровне более 54% ВВП против 41,5% ВВП в 2019 году.

«Текущая ситуация заметно ослабила долговую позицию страны, в результате по итогам 2020 года уровень государственного долга, с учетом государственных гарантий и обязательств местных бюджетов, может превысить 54% ВВП», — говорится в опубликованном на сайте ЕФСР заключении ЕАБР по запросу белорусских властей на предоставление финкредита в $500 млн (перечислен в Минск в октябре 2020 года).

По оценке экспертов ЕАБР, наиболее существенный вклад в рост долговой нагрузки (около 50%) внесло ослабление национальной валюты, что обусловлено высокой долей долга, выраженного в иностранной валюте — более 90% всех государственных обязательств. «Следующие по значимости факторы — это расширение дефицита бюджета и сокращение ВВП», — отмечается в документе.

Управляющий средствами ЕФСР ожидает, что «в 2021 году, на фоне прогнозируемой слабой экономической активности, уровень долга к ВВП останется около 54%». При этом вместе с ростом долговой нагрузки экономика Беларуси будет испытывать давление со стороны увеличивающихся расходов на обслуживание долга. Согласно текущему графику платежей, пик выплат придется на 2023 год, когда Белоруссия на амортизацию и процентное обслуживание потратит почти $4 млрд.

Кроме того, по оценке экспертов банка, помимо предстоящих значительных выплат, долговую ситуацию Беларуси «ухудшает рост квазифискальных обязательств (. . .), активное участие государства в экономике привело к высокому уровню государственных гарантий, в том числе местных органов государственного управления и самоуправления».

«В случае усугубления кризисных явлений эти обязательства могут реализоваться и негативно повлиять на бюджетную позицию и долговую устойчивость», — подчеркивается в документе.

Эксперты считают, что предоставление Беларуси кредита России в размере $1 млрд ($0,5 млрд поступило в декабре 2020 года и $0,5 млрд ожидается в 2021 году — ИФ), а также финкредита ЕФСР на $0,5 млрд помогут улучшить показатели платежеспособности страны. «В среднесрочной перспективе, в результате снижения нагрузки по обслуживанию долга (учитывая льготный характер), предоставляемое финансирование снизит потребность в привлечении дополнительного финансирования. В результате уровень финансовых потребностей к ВВП за 2021-2023 годы, по оценкам ЕФСР, может снизиться с почти 7% до 5%. Основной эффект придется на 2021 год, тем не менее, нагрузка по обслуживанию частично уменьшится и в 2023 году, когда ожидается пик платежей», — считают эксперты.

Они также отмечают, что более «мягкое» распределение долгового бремени, включая снижение нагрузки по обслуживанию долга, позволит улучшить доступ Беларуси к международным финансовым рынкам и снизить риски рефинансирования. «Стабилизация финансовых позиций Беларуси в краткосрочной перспективе приведет к тому, что по итогам 2025 года уровень государственного долга может опуститься ниже 52% ВВП», — полагают в банке.

При этом, «несмотря на ожидаемое некоторое улучшение долговой позиции и платежеспособности Беларуси в среднесрочной перспективе, риски для устойчивости государственного долга сохраняются. Кроме сбалансированного бюджета, для улучшения долговой устойчивости меры политики должны быть направлены на снижение квазифискальных рисков и повышение стабильности банковского сектора, включая сокращение директивного кредитования и капитальных трансфертов государственным предприятиям», подчеркивается в заключении.

Как сообщалось, по данным Минфина Беларуси, внешний государственный долг республики на 1 декабря 2020 года составил $18,2 млрд, увеличившись с начала года на $1 млрд, или на 5,9%.

В январе-ноябре 2020 года привлечены внешние государственные займы на $2,6 млрд, в декабре поступил госкредит РФ на $0,5 млрд.

Общий государственный долг Беларуси (с учетом внутреннего) на 1 декабря составил 56,3 млрд бел. рублей и увеличился к уровню начала 2020 года на 11,5 млрд бел. рублей, или на 25,6%.

В ЕАБР также отмечают, что основным кредитором Белоруссии остается Россия (около $8 млрд, или 44% внешнего долга). Вторым по значимости источником заемных средств является Китай (18%). Около 12% внешнего долга приходятся на ЕФСР и 20% — на облигации, размещенные на внешних финансовых рынках. Оставшиеся 6% внешнего долга предоставлены МБРР, ЕБРР, СИБ, ЕИБ и США.

Официальный курс на 11 января — 2,5655 бел. рубля/$1.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *